- Продукты и услуги
- 1 колонка
- Рейтинги и Рэнкинги
- Рейтинг открытости в сфере экологической ответственности горнодобывающих и металлургических компаний России
- Рейтинг открытости в сфере экологической ответственности нефтегазовых компаний Азербайджана
- Рейтинг открытости в сфере экологической ответственности нефтегазовых компаний Казахстана
- Рейтинг инвестиционной привлекательности субъектов РФ
- Рейтинг надежности микрофинансовых организаций
- Рейтинг открытости в сфере экологической ответственности нефтегазовых компаний России
- Рейтинг открытости в сфере экологической ответственности топливных электро- и теплогенерирующих компаний России
- Рейтинг социально-экологической ответственности компаний лесного сектора России
- Рейтинг управления лесными хозяйствами
- Рейтинг экологической открытости целлюлозно-бумажных компаний лесного сектора России
- Рейтинг эффективности развития футбола в субъектах РФ
- Рейтинг соответствия требованиям Шариата
- Рейтинги и Рэнкинги
- 5 колонка
- Перечень всех услуг >
- 1 колонка
- Области применения
- Аналитика
- О компании
«Кредитная перезагрузка» - результаты круглого стола НРА и Банки.ру
Проблема просроченной задолженности, ужесточение требований к заемщикам и падение спроса на кредиты заставляют банки пересматривать кредитную политику. Как именно? Об этом говорили участники круглого стола «Кредитная перезагрузка», организованного Национальным Рейтинговым Агентством (НРА) и Банки.ру.
«Кто эти потенциальные заемщики?»
В Москве в гостинице «Метрополь» 17 мая состоялся круглый стол НРА и Банки.ру «Кредитная перезагрузка». Накануне Сбербанк объявил о снижении ставок по потребительским кредитам, став невольным хедлайнером дискуссии и задав тренд всему рынку. Об изменении ставок в сторону уменьшения в ближайшее время тут же заявили в Газпромбанке, Московском Кредитном Банке, «ХМБ Открытии», Бинбанке и других кредитных организациях.
Но кредитная перезагрузка связана не только с изменениями ценовой политики крупнейшего игрока. Как отметил в ходе круглого стола генеральный директор НРА Виктор Четвериков, сегодняшняя ситуация такова, что сложился ряд условий, необходимых для такой перезагрузки. Среди них накопленная за последние годы проблема закредитованности населения, а также поиск качественных заемщиков.
«Перегрузка может быть связана с тем, что банки заинтересованы в поиске новых ниш кредитования. Кто эти потенциальные заемщики?» — задается вопросом Четвериков. По его мнению, улучшение качества кредитования физических лиц может привести к росту качества самого портфеля. Но, с другой стороны, масштабы будут уменьшаться, поскольку некоторые розничные банки выступали за значительные объемы кредитования, а сейчас сокращают свое присутствие на рынке. Банки, считает глава НРА, нуждаются в новой модели кредитования.
«Заградительные условия для «уличных» клиентов»
По мнению начальника управления кредитных продуктов Росбанка Романа Кириллова, момент переоценки возможностей сегодня наблюдается не только у банков, но и у заемщиков. «Мне кажется, это естественное состояние, к которому мы пришли. Оно должно было рано или поздно случиться, просто кризис стал катализатором. Три — пять лет назад, когда начался бум кредитования, нам казалось, что конца и края этому росту не будет», — поясняет Кириллов. На тот момент, напоминает он, все банки строили свою модель под одно направление — либо высокорискованная кредитная политика, когда банк кредитует всех подряд, либо осторожная политика. В результате сейчас наблюдается эффект от этих двух моделей: те, кто более качественно оценивал заемщиков, имеют высококачественные портфели. Те же, кто вел более рискованные модели, — высокую просрочку. Банки ищут сегменты, которые, с одной стороны, позволят нарастить портфель. А с другой — портфель должен быть хорошего качества.
Банки продолжают активно заниматься существующим портфелем, делая ставку на зарплатных, депозитных клиентов. Весь этот год и начало следующего будет в таком же тренде, считает заместитель генерального директора Объединенного кредитного бюро (ОКБ) Николай Мясников.
Росбанк, например, активно работает с действующей клиентской базой, в частности с зарплатными клиентами. По мнению Кириллова, сами заемщики тоже осознали свои возможности и сегодня более внимательно смотрят на продуктовые условия.
Начальник департамента банковских проектов Транскапиталбанка Дарья Подмаркова также отмечает, что количество «уличных» клиентов в целом в банковской системе уменьшается. По ее словам, наблюдается тенденция — существенная диверсификация нишевых сегментов. «Если раньше, до кризиса, дельта между ставкой по кредитным продуктам на открытый рынок (для «уличных» клиентов) и для «своих» клиентов колебалась в рамках 1,5—2%, то на сегодняшний день разница может составлять 6—7%. С одной стороны, банк таким образом подчеркивает лояльность к своим клиентам. С другой стороны, он фактически ставит заградительные условия для «уличных» клиентов», — признает Подмаркова.
Транскапиталбанк, в частности, придерживается стратегии, когда продуктовая линейка представляет собой некий конструктор — клиент может из разных опций сформировать под себя тот продукт, который ему удобен.
Взял кредит — купи страховку
Одним из трендов, говорят банкиры, стала продажа совместно с банковскими продуктами небанковских — страховок, кредитных историй и других. «Когда наступил кризис, мы поняли, что для нас это хорошее время, чтобы остановиться, посмотреть и определить для себя те продукты, которыми нам интересно заниматься. Комиссионные продукты стали высоким приоритетом, это и продажа небанковских продуктов, услуг юридических компаний», — поясняет Дарья Подмаркова. Правда, она указывает, что уровень доходов небанковских услуг несопоставим с кредитными продуктами. По ее мнению, продажа небанковских продуктов позволяет повысить компетентность менеджеров банка.
«Доля комиссионных доходов высока, и большая ставка на это сделана», — добавляет Роман Кириллов. По его наблюдению, среди клиентов наблюдается спрос на страхование жизни, страхование от потери работы.
Что же касается навязывания услуг, то, как уверяют банкиры, присутствовавшие на круглом столе, для данных кредитных организаций это «табу». «Наши менеджеры не продают коробочные продукты в привязке к основным. Жесткой продажи нет», — уверяет Дарья Подмаркова.
«Мы не видим, что будет бум»
Несмотря на кризис, по сравнению с I кварталом прошлого года ситуация в кредитовании выравнивается, считают эксперты. По мнению Романа Кириллова, достаточно низкие процентные ставки сегодня все-таки двигают спрос заемщиков на кредитные продукты.
Николай Мясников из ОКБ соглашается: «Объемы кредитования растут, и количество выданных кредитов по сравнению с первым кварталом прошлого года увеличилось в среднем на 50%». Но при этом проблема просроченной задолженности остается нерешенной. Весь прошлый год, начиная с января, просрочка планомерно росла. К концу 2015 года она снизилась, поскольку банки более ответственно подходили к кредитованию, да и спрос на кредиты упал. На сегодняшний день, по данным ОКБ, просрочка по кредитам наличными составляет 22%, причем 16,5% — просрочка свыше 90 дней, при которой кредиты считаются невозвратными.
«Тренд по росту рынка кредитования сохранится на уровне 5—10% до конца года. Мы не видим, что будет бум 2012—2013 годов. Скорее всего, мы будем наблюдать умеренный рост кредитования», — считает Николай Мясников, добавляя, что, вероятнее всего, уровень просрочки останется таким же, как сейчас.