- Продукты и услуги
- 1 колонка
- Рейтинги и Рэнкинги
- Рейтинг открытости в сфере экологической ответственности горнодобывающих и металлургических компаний России
- Рейтинг открытости в сфере экологической ответственности нефтегазовых компаний Азербайджана
- Рейтинг открытости в сфере экологической ответственности нефтегазовых компаний Казахстана
- Рейтинг инвестиционной привлекательности субъектов РФ
- Рейтинг надежности микрофинансовых организаций
- Рейтинг открытости в сфере экологической ответственности нефтегазовых компаний России
- Рейтинг открытости в сфере экологической ответственности топливных электро- и теплогенерирующих компаний России
- Рейтинг социально-экологической ответственности компаний лесного сектора России
- Рейтинг управления лесными хозяйствами
- Рейтинг экологической открытости целлюлозно-бумажных компаний лесного сектора России
- Рейтинг эффективности развития футбола в субъектах РФ
- Рейтинг соответствия требованиям Шариата
- Рейтинги и Рэнкинги
- 5 колонка
- Перечень всех услуг >
- 1 колонка
- Области применения
- Аналитика
- О компании
НРА сообщает об изменениях в методологии Агентства с начала 2015 года
С начала 2015 года работу по совершенствованию методологий НРА ведет обособленное подразделение Агентства – Методический отдел. Утверждение изменений в методологии, положения и внутренние документы, регламентирующие рейтинговую процедуру, утверждаются на рейтинговом комитете НРА. За январь и февраль 2015 были приняты следующие изменения в методологии:
-
Публикация рейтингов выхода при отзыве рейтингов НРА
-
Присвоение рейтингов поддержки и stand-alone рейтингов
-
Процедура апелляции по рейтинговым действиям Агентства
-
Принятие новой версии Методики оценки кредитоспособности российских регионов и публикация дистанционных рейтингов кредитоспособности субъектов РФ, присвоенных в соответствии с новой методикой
Новый порядок отзыва рейтингов НРА
Необходимость в публикации рейтингов «выхода» при отзыве рейтингов обусловлена потребностью пользователей рейтингов в понимании их уровня на дату отзыва, и в понимании возможной причины отзыва. Если в момент принятия решений об использовании рейтинга в регулятивных целях или риск-менеджменте пользователь опирался на опубликованный рейтинг, то в дальнейшем, после отзыва, он был лишен оснований для принятия решений о дальнейшей судьбе рейтинга: считать ли его отозванным по коммерческим соображениям, по причинам, связанным с несогласием объекта рейтингования поддерживать рейтинг при его текущем уровне, или по причинам, связанным со значительными событиями, влияющими на объект рейтингования. Также информация об отозванных рейтингах не публиковалась должным образом в рейтинг-листах НРА, что затрудняло поиск такой информации пользователями.
В ряде случаев компании продолжали на своих ресурсах ссылаться на полученный рейтинг после его отзыва, что было некорректно, так как в момент отзыва рейтинг не подтверждался и переставал действовать.
20 января 2015 утверждена новая редакция Положения о порядке проведения рейтинговой процедуры в НРА. Отдельные подпункты данного Положения регламентируют порядок проведения рейтинговой процедуры в случае отзыва рейтинга, в том числе необходимость присвоения и публикации «рейтинга выхода». Также данное Положение устанавливает правила для публикации информации об отозванных рейтингах, в том числе в рейтинг-листах на сайте Агентства. Такая публикация будет осуществляться Агентством с момента запуска нового интернет-сайта НРА (ориентировочно – с марта 2015).
Таким образом:
-
Агентством вводится во внутреннюю практику понятие «пересмотр» рейтинга, описана процедура пересмотра и правила публикации информации при пересмотре (включая публикацию при пересмотре, заканчивающемся отзывом рейтинга)
-
При отзыве должен публиковаться «рейтинг выхода», определенный в рамках процедуры пересмотра. Таким образом, пользователь информации получает представление об актуальном уровне рейтинга непосредственно в момент его отзыва
-
При отзыве рейтинга инфо о «рейтинге выхода» будет доступна в рейтинг-листе со статусом «отозван» в течение года после отзыва рейтинга.
Рейтинги поддержки и самостоятельные (stand-alone) рейтинги
Зачастую в практике присвоения рейтингов, при определении уровня надежности или кредитоспособности компании, Агентство руководствовалось не только собственными показателями рейтингуемой компании, но и уровнем ее внешней поддержки со стороны материнских структур, головного холдинга, акционеров, аффилированных кредиторов или государства. Конкретная информация о степени влияния внешней поддержки на рейтинг, гипотетическом уровне рейтинга при отсутствии или лишении внешней поддержки, а также силе такой поддержки Агентством ранее не публиковалась. В то же время, информация об уровне и силе поддержки, а также вероятности ее исчезновения важна для пользователей рейтингов при принятии ими решений, связанных с оценкой кредитных рисков и анализом надежности контрагентов.
В феврале 2015 НРА приняло решение в случае наличия фактора поддержки от собственников или государства, отдельно присваивать самостоятельные (stand-alone) рейтинги, без учета фактора поддержки, а также рейтинги поддержки. Данное решение, в том числе, основано на рекомендациях ЦБ РФ, регулирующего деятельность Агентства. Рейтинг с учетом поддержки (all-in, далее - рейтинг) превышает самостоятельный рейтинг (stand-alone рейтинг) на величину разницы между собственной кредитоспособностью объекта рейтингования и компании, оказывающей поддержку, пропорционально силе поддержки, определяемой по принятой Агентством Методике. Рейтинг поддержки определяет силу поддержки рейтинга, установленную в соответствии со следующей шкалой оценки. Рейтинги stand-alone и рейтинги поддержки присваиваются только для рейтингов кредитоспособности и надежности.
Агентство учитывает фактор поддержки при присвоении рейтинга только в случае, если собственная кредитоспособность поддерживающей стороны выше самостоятельного рейтинга, и если Агентство способно определить уровень такой кредитоспособности, используя соответствующие рейтинговые модели. В качестве стороны, способной оказать поддержку, Агентство может принимать любую сторону, которая в силу экономических причин способна и имеет стимулы или юридические обязательства по оказанию финансовой поддержки рейтингуемой компании. В качестве такой стороны может выступать компания-акционер, основной контрагент, ключевые кредиторы, компании, входящих в одну группу или холдинг, а также лица, предоставляющие юридические гарантии и поручительства по обязательствам объекта рейтингования. Такой стороной может являться и государство или субъект РФ в лице своих агентов или институтов.
Новые подходы Агентства позволят получить нужную информацию о степени самостоятельности и автономности рейтингуемой компании, о степени зависимости ее рейтинга от внешней поддержки, об источнике и силе такой поддержки, и о качестве внутренних ресурсов компании, которые могут позволить ей исполнять обязательства не опираясь на поддержку своих акционеров, партнеров или государства. В условиях экономического спада и ухудшения конъюнктуры оценка фактора внешней поддержки крайне важна для рейтингов, и внедрение новой методики оценки такого фактора позволит Агентству повысить качество оценки и раскрытия информации о присвоенных рейтингах.
Процедура апелляции по рейтинговым действиям НРА
В рамках рейтинговой процедуры Агентство, как и любой другой субъект экономического анализа, не застраховано от невынужденных ошибок, принятия решений в условиях ограниченной информации и времени, а также от необъективности, обусловленной субъективным подходом к экспертной оценке рисков. Процедура апелляции к рейтингам вводится для того, чтобы возможные ошибки или неточности при определении рейтингов, выявленные сотрудниками Агентства или объектами оценки, были своевременно учтены и исправлены.
В рамках рекомендации в феврале 2015 Агентством разработано внутреннее Положение о порядке рассмотрения апелляций к рейтингам. Положением, в частности, предусмотрено:
-
Порядок приема внутренних или внешних Агентством заявлений об апелляции
-
Ведение единого реестра заявлений об апелляции к рейтингам (Журнал регистрации апелляций)
-
Процесс рассмотрения апелляция подразделениями НРА.
При апелляции, требующей повторного рассмотрения вопроса о рейтинге на Рейтинговом комитете, Рейтинговый комитет Агентства собирается в расширенном составе. Рейтинговый анализ при апелляции проводится другим аналитиком для исключения фактора субъективности мнения. При необходимости запрашивается новая, дополнительная информация по объекту рейтингования, проводится дополнительное рейтинговой интервью с менеджментом и анализируется дополнительная отчетность и расшифровки к ней.
Таким образом, четко регламентированная процедура апелляции позволит снизить количество ошибок и влияние субъективного фактора при присвоении рейтингов, что несомненно будет улучшать качество рейтинговых оценок, публикуемых НРА.
Новая методика оценки кредитоспособности регионов
До 2011 года НРА публиковало на регулярной основе дистанционный рейтинг кредитоспособности российских регионов. В 2012 Агентством был присвоен первый контактный рейтинг субъекту РФ: Ростовская область получила рейтинг на уровне «А+» по национальной шкале. В 2013 году НРА впервые опубликован Рейтинг инвестиционной привлекательности регионов России, однако рейтинги кредитоспособности субъектов РФ с 2013 года не публиковались. Методика НРА по кредитоспособности регионов не пересматривалась с 2012 года. В то же время, в финансовых показателях регионов, в уровне долговой нагрузки и бюджетной дисциплины, в правилах раскрытия экономической статистики происходил ряд существенных изменений.
В ходе работы по внесению изменений в Методику оценки кредитоспособности регионов РФ в нее были внесены следующие изменения:
-
Для оценки по макроэкономическому блоку Методики начал использоваться показатель «Инвестиционная привлекательность региона» вместо «Обеспеченности природными ресурсами». Показатель «Инвестиционная привлекательность региона» включает в себя обеспеченность природными ресурсами, но является более комплексным и информативным. Оценка показателя производится на основе ежегодного «Дистанционного рейтинга инвестиционной привлекательности регионов НРА»
-
Актуализирована шкала оценки показателя «Отношение долга к ВВП» с учетом реального разброса значений этого показателя по российским регионам
-
Внедрена новая шкала оценки показателя «Уровень долговой нагрузки региона», причем для оценки используется дифференцированная шкала для «низко дотационных» и «высоко дотационных» регионов – для последних предельное значение долга, установленное Бюджетным кодексом РФ, находится вдвое ниже, чем по большинству «низко дотационных» регионов России;
-
Аналогичным образом дифференцирована и изменена шкала оценки новая шкала для показателя «Соотношение дефицита и доходов бюджета» - установлены разные диапазоны оценки показателя для «низко дотационных» и «высоко дотационных» регионов.
Новая методика была протестирована на 72 регионах РФ (исключая регионы, не имеющие государственного долга, а также регионы с неполной или противоречивой статистической информацией). Для расчетов использованы самые свежие количественные и качественные показатели, доступные в открытом доступе по состоянию на указанную дату (в большинстве случаев это итоговые данные за 2013). Скорректированная методика присваивает более высокие рейтинги промышленно развитым регионам со сбалансированным бюджетом и благоприятным инвестклиматом. В то же время, в ее рамках ухудшились рейтинговые оценки у неблагополучных дотационных республик (Дагестан, Ингушетия, Калмыкия).
НРА планирует опубликовать данные дистанционной оценки кредитоспособности субъектов РФ в начале марта 2015.
Агентство продолжит постоянную и планомерную работу по совершенствованию, калибровке, тестированию рейтинговых методик, публикации расширенной статистической и методической информации на своем интернет-портале, а также информирование Центрального Банка Российской Федерации о новых изменениях в методологии Агентства.